13:50 Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка |
Использование мультимедийных
технологий, исследовательские методы обучения на уроках русского языка Якорнова Е.В. урок русского языка в 10 классе социально- гуманитарного профиля. Тема: «Причастие и
деепричастие» Цель: обобщить знания о причастии и деепричастии, познакомиться с точками зрения разных лингвистов на место причастия и деепричастия в современной науке о языке; совершенствовать умение употреблять в речи причастные и деепричастные обороты; повторить правила написания автобиографии; уточнить словарь учащихся. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Особые формы глагола», учебники русского языка разных авторов (Баранова, Бабайцевой, Разумовской); словари (толковый и В.И.Даля); карточки с текстом «Суконный язык». Подготовительная работа. Группе учащихся – аналитикам было дано задание исследовать точки зрения различных учёных – лингвистов на место причастия и деепричастия в современной науке, историю этих частей речи в языке. ХОД УРОКА I. Орг. момент. Оформление тетрадей. II. Сообщение темы, задач урока. III. Словарная работа. Задание: определить значение
каких слов указано неверно (слова с их лексическим значением записаны на доске) Демагогия – намеренное
искажение фактов, лесть, лживые обещания, используемые для достижения своих
целей. Импровизатор – тот, кто
исполняет произведение сразу, без подготовки, сочиняя его на ходу. Презентация – искусственно
вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо. Паритет – равноправие
сторон. (неверно указано лексическое значение слова презентация – от
лат. Praesentatio - представление. Указанное лексическое значение
слова – ажиотаж) IV. Актуализация знаний учащихся. - Где мы можем встретить презентацию? (презентация книги, кинофильма и т.д.) - Сегодня мы попробуем тоже провести презентацию. Это будет презентация причастия и деепричастия. Мы попробуем по новому взглянуть на эти части речи, а для этого обратимся к основам – словарю и точке зрения учёных. V. Сообщение учащихся о результатах исследования аналитической группы о причастии. VI. Работа с презентацией «Причастие» - А теперь представим современное причастие (связный рассках учащихся с использованием слайдов: 1) Определение причастия. 2) Морфологические признаки причастия. 3) Причастия действительные и страдательные. - А сейчас
проверьте, умеете ли вы отличать причастия от других частей речи (работа со слайдом) Задание: распределить словосочетания в два
столбика: прил. – сущ.; прич. – сущ. Проверка с использованием
мультимедиапроектора. VII. Презентация деепричастия. 1. Сообщение учащихся о результатах исследования аналитической группы о деепричастии. 2. Работа с презентацией «Деепричастие» (связный рассказ, с использованием слайдов:
1. определение деепричастия; 2. морфологические признаки деепричастия) 3. «Четвёртый
лишний» (слайд) Задание: определить в каком словосочетании
нет деепричастия; проверка с использованием мультимедиапроектора) VIII. Тренировочные упражнения. - Надеюсь, представление о причастии и деепричастии вы получили полное и сейчас попробуете представить причастие от его собственного лица, т.е. создадите его автобиографию. - Каковы особенности написания автобиографии? - Сейчас,
используя схему – опору, напишите автобиографию причастия летящий. (опора на слайде) Автобиография причастия летящий. Я, причастие летящий, происхожу из семьи … Мой отец оставил мне значение … время, …вид.
От матери я унаследовало вопрос …, свою синтаксическую роль …, умение изменяться
по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме … рода, …числа и …падежа.
Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство …. IX. Работа по предупреждению ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотах. - В какой речи чаще всего употребляются причастия и деепричастия? (в письменной, в книжной) - Вот тут-то нас и подстерегает опасность – ошибки в построении причастных и деепричастных оборотов. Чтобы их избежать, нужно придерживаться некоторых правил. Давайте попробуем найти эти ошибки и исправить их. (работа со слайдом) Задание 1: найти ошибки в употреблении
причастий, исправить их. 1) Ученик, напишущий изложение без единой
ошибки, получит высокую оценку. (нарушены видовременные отношения) 2) Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях,
может это сделать. (нет категории наклонения) 3) Прибывающий состав на пятый путь
отправляется в пять часов. (нарушение порядка слов). Задание 2: выберите
грамматически правильное продолжение
предложения, объясните. Выбрав рецепт торта, 1) приступайте к приготовлению. 2) приготавливаются все необходимые продукты. 3) только после этого можно включать духовку. 4) начинается с подготовки продуктов и посуды. (ответ: 1) - А всегда ли
уместно употребление причастий и деепричастий? Познакомьтесь с фельетоном В.
Ардова «Суконный язык» (карточки с
текстом на столах учащихся) Суконный язык. Лица, ходящие по траве, вырастающей за
отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и
приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями,
подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих в сидящих, пугающие
имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и
кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Что пародирует сатирик? (канцелярский язык) - Найдите все причастные обороты и причастия. (20 причастий, из них причастных оборотов – 12) - Их использование придаёт тексту книжный характер. - Есть ли в тексте речевые ошибки? - Объясните смысл заглавия. (Суконный язык (разг.) – неправильная и грубая речь) X. Итоги урока - Что роднит причастия и деепричастия? - Чем они отличаются? XI. Задание на дом: По аналогии, с автобиографией причастия написать автобиография деепричастия летом. |
|
Всего комментариев: 0 | |