10:12 Урок истории в 11 классе социально-гуманитарного профиля |
Урок истории в 11
классе социально-гуманитарного профиля Учитель Галаева И.Т. Проведён на методической неделе «Использование интерактивных форм
и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» Тема
урока: «От НЭПа к «генеральной линии» РКПб.» Цели
урока: - проследить трансформацию военно –
коммунистической модели социализма; - понять экономические и политические
причины массовых репрессий и связь между ними; - определить юридический аспект сталинского БЕЗЗАКОНИЯ; - показать умение работать в группе:
анализировать, систематизировать факты и мнения; - моделировать ролевую деятельность
журналиста - краеведа, кинооператора, юриста и т. д. - использовать публицистику, художественную
литературу (А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ») -
определить сущность «генеральной линии» партии (синтез главных идей урока). Оборудование урока: - набор заданий для
анализа: цитаты, высказывания современников; - мультимедиа –
система, презентация учителя, презентация группы статистиков; - документальный фильм «Судьба
человека» - творческая работа журналистов и кинооператоров (группа № 3). Работа с понятиями: военно – коммунистическая экономическая
модель; прдразверстка, экспроприации, комбеды,
продотряды; политические уроки Кронштата; оппозиционные партии, «новая оппозиция»,
эсеры - максималисты; ВЧК, ГПУ, ОГПУ, «сексоты» - секретные
сотрудники; «массовые репрессии». Работа по формированию творческих
групп: 1.Анализ предыдущего опыта творческой деятельности на уроке: личное
участие, публичные выступления, психологический комфорт интерактивного общения
в группе. 2.Анализ личностных предпочтений учащихся данного класса: обращение к
анализу данных рефлексивных составляющих уроков. 3.Учет
заинтересованности в изучаемой проблеме и степень информированности. Группы
(их образовалось 3) сами выбрали роли на основе предложенных: - аналитики
- журналисты - юристы - статистики - журналисты – краеведы - кинооператоры Все учащиеся
получили задание творчески осмыслить материал пп.39 – 44, 46 – 49 уч.
А.А.Левандовского, найти дополнительные источники по проблемам развития России
20 – 30 годов, привлечь данные схем, таблиц, художественную литературу,
подумать о формах презентации нового, ранее не известного материала. ХОД УРОКА II. Исторические корни «великого
противостояния». Актуализация проблемы выбора исторического развития России. Задание № 1 для обсуждения в группах (учащиеся анализируют
высказывания, представленные на мониторе): А - «Диктаторская власть и единоличие не
противоречат социалистическому демократизму… Не только опыт, который мы
проделали за два года упорной гражданской войны, привели нас к такому решению.
Когда мы впервые ставили эти опыты в 1918 году, у нас никакой гражданской войны
не было… Нужно больше дисциплины, больше единоличия, больше диктатуры». В.И.Ленин. Б
-
«Бюрократизм эмбрионально содержался уже в самой ленинской идее о социализме
как возглавляемой большевистскою диктатурою системе государственно – капиталистической
монополии… Бюрократизм был исторически производной от примитивной
казенщины большевистской
концепции социализма». В.М.Чернов. У. Определите, (какая модель соответствовала «большевистской концепции социализма»? В чем ее суть? (уч – ся определяют
сущность военно – коммунистической модели социализма) У. Согласны ли вы со взглядом В.М.Чернова на исторические корни бюрократизма? В чем видите вы причины всесилия чиновника в России? Задание № 2 – на мониторе: Показать взаимосвязь экономики и политики, проанализировав схему (слайд№ 3). Задание№ 3 – слайд № 3: В 1924 году В.И.Вернадский написал:
«Чем более вдумываюсь в происходящее, тем более мне представляется положение в России мрачным. Немного хорошего
предвижу от замены большевиков новыми. Возможна анархия и развал ». У. Не кажется ли странным такой мрачный взгляд на фоне экономических успехов
нэпа? Оправдались ли опасения ученого? У. Почему стал возможен кризис нэпа и в чем он проявился? При ответе используйте схему
слайда № 4. Задание № 4:
Предистория «большого террора» (слайд) У.Кто в 20 – 30 годы представлял оппозицию? У.Как поступали с теми, кто был неугоден режиму? (Опора на данные исследования группы
№ 2 «Архипелаг ГУЛАГ») 3. Презентация группы
статистиков – слайд 1 – 6: масштабы репрессий, социальные группы, общие
выводы по проблеме. 4. В ыступление
группы журналистов – краеведов. Вводное слово учителя: Масштабы репрессий коснулись и наш «забытый»
край, окраину страны. Но так ли
«забытый» властью? Здесь, в Мильково, происходили события, которые по сегодняшний
день живут в памяти его жителей. И эту память по крупицам собирают и хранят краеведы
клуба «Камчадалы». В краеведческом зале Мильковской библиотеки работала группа
журналистов – краеведов. Выступление группы краеведов по
страницам Книги памяти жертв политических репрессий в с. Мильково
(учащиеся рассказывают об опыте работы с документами 30 – 50 годов, о масштабах
поиска, о судьбах наших земляков). 5.Продолжают
краеведческую тему – журналист Красникова Ирина, кинооператоры Бондарев И. и Кириллов А.. Они представляют дебютную работу – 7 –минутный
документальный фильм «Судьба человека»
об истории семьи Лидии Михайловны Трофимчик
(Стрешневой) и судьбе ее родителей. 6.Поэтическое резюме группы № 3 – стихотворение
Осипа Мандельштама «Горец». 7.Заключительное слово учителя: Ежегодно 30 Октября поминальный звон колоколов возвещает о великой
трагедии миллионов наших соотечественников, безвинно погибших от произвола
«своих же», вина которых состояла только в том, что они по – другому думали и
по – другому хотели жить. И пусть этот звон всегда напоминает нам об уроках
истории, которые имеют красивое звучание «генеральная
линия РКПб» и о наших корнях,
без которых нет ни прошлого, ни будущего.
8.Поведение итогов работы групп: - Чему научил нас опыт интерактивного
общения? - Какими умениями овладели? - Какие новые знания приобрели? |
|
Всего комментариев: 0 | |